##Ваш текст##
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

ника, 59 - 8 апреля 2012 10:20

Все
На одном из спутниковых каналов крутят документальный американский На одном из кабельных каналов крутят американский сериал «Странный секс». Его герои— реально существующие нимфоманки, мазохисты, геронтофилы и прочее пестрое население справочника по сексопатологии, порносайтов и бульварного чтива.

В сериале нет ни одной откровенной сцены. Персонажи подобраны так, что никто из них не производит ни отталкивающего, ни гротескного впечатления: обычные на первый (да и второй взгляд) люди, как ты, да я, да целый свет. Комментаторы не позволяют себе ни словом, ни жестом, ни интонацией оцарапать ни участников, ни зрителей с теми же проблемами, о которых рассказывается с экрана. Это не экскурсия по зверинцу, это знакомства с соседями по времени. Я смотрела и зеленела от зависти: планомерно прорежая и приводя в порядок дремучие участки души и сознания людей, тамошняя массовая культура добралась-таки до самых бессолнечных зон. Наверняка этот сериал не уникален: взявшись за какую-то болезненную тему— ее общупывают, показывают со всех сторон и всеми доступными средствами, чтобы куда ни пошел, ни поехал, ни посмотрел— на нее наткнулся.

Подобный сериал, снятый на российском телевидении, выглядел бы совсем иначе. После его просмотра обыватели с законопослушными гениталиями наверняка лишний раз испытали бы чувство арийской гордости за то, что родились такими, какими родились. А маргиналы с завихрениями лишний раз осознали бы свою ущербность. Так получилось, даже если б авторы взялись за дело ровно с теми же благими намерениями, что и их американские коллеги. Потому что наша массовая культура готовится из убогого набора норм и правил, и для этой каши из топора неоткуда взять ни масла, ни соли: преступник должен осознать и искупить свою вину, бедной девушке разрешено выйти замуж за богача, а наоборот— никак, проститутке позволено быть хорошим человеком, но тогда заниматься своим ремеслом она должна с отвращением и к нему и к себе, под гнетом судьбы, и в конце концов уйти в монастырь или замуж за дурака, или лучше погибнуть, заслонив от пули кого-то, достойного другой, менее антисанитарной подруги для жизни и любви.

А я, например, знаю проститутку, которая выбрала свою профессию по призванию. При этом у нее все в порядке и с биографией (никакой роковухи), и с мозгами, и душой, и с характером. Вдобавок она еще и небездарна: написала любопытный роман в жанре нон-фикшн о своих трудовых буднях. Разумеется, ее тут же запеленговали канцерогенные ток-шоу и телепрограммы. Девушка согласилась на съемку в той из них, где пообещали, что прежде всего о ней будут говорить как о талантливой писательнице, и, действительно, сняли целую презентацию в крупном столичном магазине, где разные компетентные специалисты от литературы на разные лады хвалили дебютантку прямиком в камеру. В урочный день, в урочный час перед телевизорами в своих квартирах сидели родители, родня, знакомые родителей и родни. Но во всей сорокаминутной передаче не прозвучало ни слова о книге, не промелькнуло ни кадра с презентации, а из остального, снятого якобы «для гарнира» материала был скроен и сшит такой портрет российской Чиччолины, что к финальным титрам ее семью в полном составе увозила скорая помощь. Работа у девушки нервная и опасная, и в бассейне ее топили, и сигареты на груди тушили, но она все эти аварийные ситуации переносила стойко и относилась к ним, как к неизбежным издержкам профессии. А от такого классического масс-медийного вероломства не оправилась и сейчас доит коз где-то в тверской глуши, обездолив клиентов и родную словесность.

Я б не стала обвинять телевизионщиков в коварстве. Они сделали то, что умели. Точнее, не сделали того, чего не умеют: отклоняться от раз и навсегда принятой схемы. А не умеют потому, что у них этого не просят, им этого не заказывают. Везде и повсюду массовая культура нанимается государством на должность всенародной гувернантки, многоканальной Мэри Поппинс, к которой относятся с максимальным почтением, которой демонстрируют всяческую благожелательность, понимая, что именно она меняет мир, так как массовая культура — продукт, потребляемый всеми: и теми, кто принимает решения, и теми, кто их исполняет. Она что-то вроде малой родины, места, куда человек может вернуться в любом возрасте, в любом душевном состоянии и будет принят.

Везде и всюду ею не брезгуют крупные художники, а напротив, почитают за честь как-то с ней посотрудничать. Баз Лурманн запросто снимает и «Ромео и Джульетта» и рекламный ролик «Шанель № 5». Представить фамилии Сокурова или Германа в титрах мыльной оперы мое воображение отказывается. Они б, может, и сняли, но приличное общество такого позора не допустит. У нашей творческой интеллигенции отношение к массовой культуре черносотенное, как к ядовитому сорняку, который надо выполоть ради духовного здоровья нации, и без того подорванного нищетой, наркоманией и прочими побочными эффектами демократии, чьи размеры так велики, что выглядят, как ее главный и пока единственный результат. Наша творческая интеллигенция о низкие жанры руки марать не желает. А если под гнетом судьбы или коммунальных счетов все же приходится это делать, то делается это с положенным проститутке отвращением.
Добавить комментарий Комментарии: 0
Счетчик PR-CY.Rank Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.